Путевой лист: обязательный документ для учета работы автомобиля

Путевой лист оформляется для учета и контроля транспортного средства и работы водителя. Нежелание организаций и ИП, не являющихся профессиональными перевозчиками, оформлять путевой лист понятно.Путевой лист содержит множество реквизитов для заполнения, включая данные о техосмотре ТС  и медосмотре водителя. Неужели нельзя обойтись без путевого листа, если автомобиль используется лишь для собственных хозяйственных нужд?
Путевой лист обязателен всегда: даже в организациях, которые используют только легковые автомобили и только для собственных нужд.

Обязательные реквизиты путевого листа

Обязательные реквизиты  и порядок заполнения путевых листов утвержден Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152. Важно обратить внимание на следующее.

Срок

1 день или срок, не превышающий 1 месяц. Срок хранения путевых листов 5 лет.

Медосмотр

Медицинское освидетельствование водителя проводится 2 раза: перед рейсом и после. Самостоятельно провести медосмотр нельзя. Данные о прохождении медосмотра вносит в путевой лист медицинский работник, заверяет своим штампом, + подпись, Ф.И.О.

Техосмотр

Контроль технического состояния авто должен проводиться 1 раз — до рейса. По результату ставится отметка в путевом листе. Самостоятельно проводить техосмотр тоже не получится, если только в штате нет аттестованного контролера. Поэтому, придется обращаться в сервисный центр.

Форма путевого листа

Путевой листФормы путевых листов для различных видов транспортных средств разработал Госкомстат. Постановление Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Для учета работы легкового автомобиля это форма №3. Однако формы не обновлены и, в частности форма №3 не содержит поля для указания обязательного реквизита – медосмотра водителя. Данные формы не обязательны для организаций и ИП в неизменном виде. Обязательны вышеуказанные реквизиты и правила заполнения, и при желании можно утвердить в рамках организации свою форму путевого листа. При условии включения в нее всех обязательных реквизитов. А значит, ни медосмотр водителя, ни техосмотр автомобиля исключать нельзя.

Почему путевой лист обязателен при использовании автомобиля организацией или ИП

П. 9.  Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…>  в городском, пригородном и междугородном сообщениях. На первый взгляд это должно распространяться только на «профессиональных перевозчиков». В действительности это не так, норма применяется с более широким толкованием.

Судебная практика по вопросу обязательности  путевых листов

Путевые листы обязательны даже при использовании автомобиля для собственных нужд организации. Верховный суд РФ закрепил такую практику Определением от 01.09.2014 N 302-КГ14-529. Соответственно, этой позиции придерживаются и большинство нижестоящих судов.

Что будет, если не оформлять путевые листы?

Отсутствие путевого листа может обернуться несколькими проблемами.

Путевой лист и подтверждение расходов на автомобиль

Расходы – это не любые затраты, а только обоснованные и документально подтвержденные. (ст. 252 НК РФ) «Документально подтвержденные» означает необходимость подтверждения документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Поэтому, чтобы расходы на ГСМ и содержание автомобиля были расходами в понимании налога на прибыль и УСН 15% — нужны путевые листы. Путевой лист касается и обоснованности аренды автомобиля. Расходы на аренду авто будут обоснованы экономически, если автомобиль используется организацией/ИП, которая его арендует. Иначе, при налоговой проверке расходы на аренду авто могут счесть необоснованной: арендная плата за «неиспользуемый» автомобиль.

Если в автомобиле есть электронная система контроля пробега

Существует мнение: путевые листы можно заменить отчетом  электронной системы контроля пробега и расхода топлива. Это не так. Смысл в том, что электронная система облегчит составление путевого листа, но не избавит от его составления. Отчет, хоть и содержит информацию, не является первичным учетным документом,  не включает всех обязательных реквизитов.  Поэтому, путевой лист придется оформлять даже при использовании электронной системы. Данные из отчета (о расходе топлива, о пробеге) вносятся в путевой лист.
Путевой лист необходим даже при наличии электронной системы контроля пробега и расхода топлива.
Этой позиции придерживается и Минфин. В письме от 16 июня 2011 г. N 03-03-06/1/354 о порядке документального подтверждения расходов на приобретение топлива в целях исчисления налога на прибыль. Минфин указывает на необходимость документального подтверждения расходов путевыми листами (или документами, содержащими все реквизиты). С указанием то,  данные приборов учета и контроля за перемещением ТС могут использоваться при составлении таких документов.

Штраф ГИБДД за отсутствие путевого листа

Штраф 500 рублей за отсутствие путевого листа — ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ. И его правомерность вряд ли удастся оспорить, это позиция Верховного суда (вышеупомянутое Определение N 302-КГ14-529.)

Обосновывается такая практика нормами ПДД, а не Уставом автомобильного транспорта. Проще говоря, под водителем понимается любой, кто управляет ТС, а не «профессиональный водитель». Пассажир – любой, кто находится в автомобиле, но не управляет им, а не тот, кто «платил за проезд».[*]

П. 2.1. ПДД закрепляет обязанность водителя иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать путевой лист, если это установлено законом.

П. 9.  Правил заполнения путевых листов, гласит: Путевой лист оформляется на каждое ТС, используемое юрлицом/ИП для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом <…>  в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Официальный смысл толкования этих норм Верховным судом следующий: цель – обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок. А такая обязанность возложена на юрлиц и ИП законом о безопасности законом «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ.


[*]Согласно  п. 1.2 ПДД РФ:
  • Водитель — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством
  • Пассажир — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него)